Легкое материнство
Дети удивительным образом компенсируют сами себя. То есть, те заоблачные вершины счастья, на которые они порой отправляют нас своими улыбками, полностью окупаются теми пучинами дикой ярости или усталости, куда мы скатываемся из-за их же действий. Так я, в общем и целом, считала.
И, судя по результатам соцопроса, так же считает подавляющее большинство российских мамочек. Огромное счастье через тяжкий ежедневный труд.
Но вот какой вопрос всегда меня интересовал: неужели так все и должно быть? Неужели так задумано природой? Рождается ребенок – мама посвящает себя ему, отношения взрослых уходят на десятый план, пара (которая теперь уже называется родители) постепенно утрачивает душевную связь и интерес друг к другу (в первую очередь, потому, что просто не остается времени на такого рода общение, и каждый автоматически принимает решение, что, мол, партнера своего я уже знаю, ничего неизведанного и нового тут быть не может). Ну, и самое главное – женщина, а теперь уже мама, постепенно отказывается от своих интересов, а вскоре и вообще забывает о том, что они у нее были. Разве так было задумано?
Однажды обе мои маленькие дочки (младшей был всего месяц) случайно уснули днем, и у меня освободилось неожиданное свободное время. Это же уникальные час или полчаса! Мне необходимо сейчас заняться чем-то своим, сделать что-то для себя! Чего же я хочу? Этот вопрос привел меня в ступор. Я поняла, что забыла. Я забыла, чего хотела, о чем мечтала. Я забыла, кто я. Я – функция. Я – это даже не существительное, а, скорее, глагол. Готовить, мыть, кормить, убирать, играть. Это осознание вдруг заставило меня посмотреть на свою жизнь несколько иначе. С тех пор я стараюсь более внимательно следить за тем, куда уходят мои силы. Действительно ли выращивание детей требует всех этих моих усилий?
Причем первый и основной, по-моему, момент – увидеть, что эти усилия действительно есть, потому что рутина течет так привычно, что, обычно, даже не замечаешь, сколько сил на нее затрачиваешь. Просто вечером удивляешься дикой усталости – вроде ничего особого не сделала.
То есть,
Первый шаг – увидеть, на что уходят силы.
На днях моя подруга, мама двоих детей, поделилась удивительным открытием. Она сломала правую руку, и целый месяц пробыла в гипсе. И теперь благодарит мир за этот бесценный опыт. Потому что за это время, не имея возможности что-то делать, она увидела, сколько вещей вообще можно не делать. Просто огромное количество. Они просто лишние, хотя на первый взгляд такими не кажутся.
Другая моя подруга пришла в гости и предложила помять мне плечи. И я увидела, как долго я шла к этому ее предложению – домыть посуду, быстро подмести, достать краски и еще тысяча дел – в результате на массаж осталось минут пять до прощания. Такие вещи очень помогают увидеть, что же, на самом деле, мы делаем.
Однажды мы с мужем неожиданно заболели вместе. Причем чувствовали себя так плохо, что не могли даже чай с лимоном друг другу принести. Два дня девочки были предоставлены сами себе (младшей было всего 9 месяцев). Казалось бы, ситуация ужасная. В результате дети проиграли друг с другом два дня (и это был первый такой опыт, когда мы поняли, что они вообще способны это делать без членовредительства, до этого все было под нашим контролем и быстро завершалось слезами и ором).
То есть, второй момент –
Осознать, какие действия лишние и на самом деле совершенно не нужны.
Для меня, например, самым большим открытием последнего времени стало то, что я почти перестала реагировать на детские крики. Раньше ситуация выглядела примерно так: младшая разражается ором, а я кричу старшей(!): что там у вас произошло? И бегу разбираться. А им вообще это не нужно (ну, будет, конечно, нужно, если я их к этому приучу). Они – отдельные люди. Они выстраивают взаимоотношения. И у них случаются ссоры, и еще они иногда что-то делят, и иногда бывают друг другом не довольны и не сдерживают этого недовольства.
Конечно, что-то можно объяснять, в большинстве случаев – показывать своим примером. Но чаще всего ничего этого не требуется. Сейчас я вижу, как быстро младшая переключается со своего крика, либо же она приходит ко мне, и я ее жалею. Но обычно даже до этого не доходит, потому что взаимодействовать друг с другом им гораздо интереснее, чем отвлекаться даже на меня. Казалось бы, очевидная вещь, но на понимание этого у меня лично ушло немало времени.
Но самый важный, на мой взгляд, момент –
Увидеть, осознать, почувствовать отдельность своего ребенка.
В теории мы все понимаем это, но на деле… Ну, вот, действительно, почему у меня должно испортиться настроение, если мой ребенок все утро хнычет? Почему я так от него завишу? И моя ли это задача – изменять его настроение? Если мне тяжело физически выносить чужие страдания, можно слушать музыку в наушниках, вставить бируши, в конце концов, но первым делом понять – это мое сейчас дело? У этого маленького человека сейчас какой-то свой период, свои важные осознания, он имеет право выражать недовольство, почему я должна это прекращать? Хочу ли я сейчас ему помочь? По душе ли мне это? Или, может, дать ему уникальную возможность пережить это самому?
Честно скажу, что вот эту отдельность лично нам помогают понять всякого рода эксперименты. Ну, например, можно отправиться вместе туда, куда очень хочется, но что с детьми вроде как не сильно совместимо. Так, когда младшей был всего годик, а старшей три с половиной, мы втроем поехали на несколько дней на природу с палаткой.
Ну устала я от быта, хотелось мне побыть на солнышке! Когда я ехала, то, честно, считала себя полным психом и несколько раз порывалась развернуться. Но на месте все неожиданно оказалось настолько здорово, легко и насыщенно! Детки как-то сразу повзрослели, старшая ни разу не просилась на ручки, младшая вообще не ныла, все было ново, интересно, все друг другу помогали… Это было для меня настоящим открытием. И именно оно вдохновило на то, чтобы через некоторое время отправиться одной с детьми на пару месяцев в Таиланд. И вот там, когда маме одной нужно было решать много задач (где будем есть, где жить, как поддерживать здоровье, вопросы безопасности и проч.), начинаешь очень четко видеть, как распределяются силы. И вот на то, чтобы решать еще и их задачи (вмешиваться в конфликты, разбирать каждый писк, реагировать на их дурное настроение), просто не остается ни сил, ни желания.
Просто удивительно сейчас видеть, как же много сил я тратила на то, чтобы привести «все в порядок»!То есть, если у кого-то дурное настроение, нужно скорее его изменить, вернуть в Нормальное Состояние (то есть воспитать, накричать, доооолго уговаривать его, ноющего, и т.д). А можно просто – пережить это. Остаться в себе, не разрушиться. Я вот специально, если ну нет никакого желания вмешиваться, начинаю думать о чем-то своем, очень приятном и интересном, совершенно не связанном с детьми (о новом путешествии, фасоне новой юбки и т.д.).
В общем, это я все к тому, что можно посмотреть – возможно, что большая часть наших «трудно и невыносимо» – это то, что мы создаем себе сами (переняли от наших мам, от общества, да в конце концов, стыдно жить легко, когда всем вокруг так тяжело!).
Самое главное, как сейчас я это вижу и чувствую, – это в каждый момент помнить себя. Или немедленно вспоминать, если тяжело. И когда намереваешься что-то сделать ради детей, обязательно спрашивать себя: а Я этого хочу? А мне самой это интересно?
Меня вчера удивила и порадовала одна моя «правильная» подруга (та, которая всегда старалась быть Идеальной мамой, хозяйкой и т.д.), когда на мой вопрос: в какую школу отправить ребенка – она вдруг ласково посмотрела на меня и сказала: «Пожалуйста, в первую очередь, сделай так, как тебе будет комфортно. Главное – пусть твои дети ходят в одну школу, возить их в разные – очень тяжело». Замечательный ответ, по-моему.
Удачи в легком материнстве!
Автор: Наталия Шопен
Источник: http://flymama.info/